Новости

Взгляд сквозь линзу

Ведь и с вами бывало такое: едешь ночью по трассе, темно — хоть глаз выколи. И тут на встречной — слепящие фары! «Выключи дальний!» — думаешь, или даже кричишь вслух, мигаешь ему, но все без толку. Порой после такой «засветки» приходится притормаживать, или даже полностью останавливаться, чтобы в глазах перестали скакать «зайчики». И понимаешь: не зря в ПДД существует пункт 19.3.

Не меньше раздражает, когда ночью через зеркала заднего вида слепит автомобиль, движущийся за тобой. Впрочем, как и в первом случае, дело здесь, конечно, не в дальнем свете, включенном водителем. Хотя водитель этот, бесспорно, неправ: он поставил себе ксенон, не озаботившись тем, чтобы сделать это по уму.

Спору нет, автомобильная оптика с ксеноном заслуживает внимания. Такие фары светят ярче традиционных галогенных (прирост по этому параметру составляет до 100%), служат в несколько раз дольше, потребляют гораздо меньше энергии и в целом делают езду для водителя более безопасной и комфортной. Однако они приносят существенные неудобства другим участникам движения! Водитель с эгоистичной натурой скажет: «Ну и пусть. Мне-то какое дело?» А ничего, что несущийся по встречной ослепленный шофер может запросто выскочить за осевую линию и влететь вам в лоб?

Впрочем, помимо этого у ксенона, поставленного в обычную фару с рефлекторной оптикой, есть и другие минусы для владельца. Свет такой фары ложится на дорогу неравномерно, что в некоторых случаях может ввести водителя в заблуждение относительно дорожной ситуации. Кроме того, при переводе простой биксеноновой фары в дальний режим ухудшается освещение ближней зоны. Кстати заметим, что кроме очевидных неудобств для водителя, это не соответствует требованиям ГОСТ, на которые могут сослаться сотрудники Госавтоинспекции, в результате чего водитель рискует получить существенный штраф.

Вышесказанное, однако, отнюдь не означает, что от ксенона и связанных с ним преимуществ нужно категорически отказываться. Просто рефлекторная фара плохо подходит для установки ксенона; для этого должна использоваться линзованная оптика (правильно называемая «светотехникой проекторного типа»). Сразу предупредим, что перепаковка фар под линзы возможна почти в любом случае, но она должна выполняться только руками профессионалов, иначе вы рискуете получить некачественный, или даже вовсе неработающий прибор. Ведь биксеноновая линза — достаточно сложное устройство, состоящее из компактного светоотражателя, ксеноновой лампы, собственно фокусирующей линзы, а также специальной шторки, о назначении которой будет сказано ниже.

Какие же выгоды дает водителю линзованный ксенон? Во-первых, конечно, улучшение световых характеристик фары. Линза гарантирует отсутствие паразитных засветок вне границ основного пучка света, что равномерно распределяет свет на дороге и практически предотвращает ослепление едущих навстречу, или перед вами.

Второе преимущество, которым обладает линзованный биксенон, по сравнению с обычным, проистекает из его конструктивных особенностей. Но сперва давайте вспомним, как происходит переключение между ближним и дальним светом в простой галогенной фаре с рефлекторной оптикой. В лампе такой фары устанавливаются две нити накаливания, причем, таким образом, что свет одной из них, отражаясь от рефлектора, освещает ближнюю зону дороги, а свет другой — и ближнюю и дальнюю. Однако ксеноновая газоразрядная лампа, естественно, никаких нитей не имеет, и при установке в обычную фару смена режимов освещения осуществляется перемещением самой колбы относительно рефлектора. Помимо уже описанного ухудшения освещения ближней зоны при включении дальнего света, такая конструкция является слишком хрупкой, что при достаточно сильной тряске чревато поломками. В то же время в линзованной биксеноновой оптике переключение между режимами осуществляется с помощью металлической шторки, просто отсекающей луч по верхней границе для ближнего света и полностью открывающейся для дальнего. Такая несложная, и в то же время эффективная конструкция обеспечивает равномерное освещение дороги в любом режиме и практически исключает вероятность выхода из строя.

Как видите, установка ксенона в линзы является лучшим из возможных вариантов усовершенствования автомобильной светотехники. К этой мысли, кстати, достаточно давно пришли в Европе и США, где автомобили уже на конвейере оснащаются линзованной оптикой. Увы, в Украине процент новых автомобилей с линзами пока еще мал. Впрочем, расстраиваться не стоит: купить линзованный ксенон у нас не составляет проблем, а переоборудовать под него можно практически любую фару — стоит лишь обратиться в специализированный тюнинг-центр.